КОЛОМЕНСКОЕ

ЭКСПОЗИЦИЯ

Почитание русских князей-воинов стало той духовной основой, из которой родилась и развивалась национальная святость. В годы суровых испытаний, когда решалась судьба Отечества, земли Руси защищал весь народ, возглавляемый своими князьями-воинами. Русская церковь прославила их как святых.

1
Икона "Иоанн Предтеча и князь Владимир"
XVII век
Святой пророк Иоанн Предтеча и равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, представлены в молитвенном обращении к Спасителю. Князь Владимир Святославович (960 – 1015 гг.) вошел в историю как правитель, при котором государственной религией Древней Руси было принято христианство. Изображение князя Владимира вместе со святым пророком Иоанном Предтечей, совершившим крещение Господа Иисуса Христа, подчеркивает значимость духовного подвига святых и свидетельствует об их особом почитании Русской Церковью.

2
Книга Иннокентия Гизеля
«Синопсис, или краткое собрание от разных летописцев, о начале славяно-российского народа»
Киев, 1680 год
На гравюре изображен святой князь Владимир. Книга является первым учебником по русской истории. Она выдержала 25 переизданий, получила распространение в России и Европе. Текст начинается словами «Благодарение Богу от всех россов».

3
Книга
«Житие святого равноапостольного киевского князя Владимира»


Киев, 1705 год
Составителем жития святого князя Владимира был первый русский летописец, монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В тексте жития князь Владимир назван: «Всея Руси самодержец и просветитель».

4
Икона
«Святые князья Владимир, Борис и Глеб»
1675 год
Святой равноапостольный князь Владимир  изображен вместе с сыновьями, князьями Борисом  и Глебом - первыми русскими святыми, прославленными  в 1071 г. как принявшие мученическую смерть во время междоусобной войны. Их подвиг стал символом прекращения внутренней смуты и вражды.
Left
Right

5
Икона «Святые князья Борис и Глеб»
Конец XVI века
Благоверные князья страстотерпцы Борис и Глеб (XI век) – младшие сыновья великого князя Владимира Святославича.
Прославлены Русской Церковью в 1071 году как первые святые, поскольку приняли мученическую смерть от руки своего сводного брата Святополка во время междоусобной войны, начавшейся после смерти князя Владимира. Первые русские святые почитаются как покровители княжеских дружин и небесные защитники всего Русского государства и церкви.

6
Икона «Святые князья Борис и Глеб»
XIX век
В летописях содержится немало сведений о воинских победах, одержанных с помощью святых благоверных князей Бориса и Глеба. Явление святых князю Александру Невскому накануне Ледового побоища в 1242 году помогло ему одержать победу над шведами.

7
Икона «Святые князья Борис и Глеб»
XIX век
Изображение Бориса и Глеба на конях восходит к XII веку. В «Чтении о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», автором которого является преподобный Нестор летописец, содержится рассказ о том, как заключенные в темницу узники призывали этих князей на помощь, и они им являлись на конях.

8
Икона «Всеволод-Гавриил, князь Псковский»
XVI век
Святой князь Всеволод-Гавриил (умер в 1138 г.) правил в Великом Новгороде, Переяславле Южном, Пскове, откуда совершал победоносные походы в прибалтийские земли. Князь при жизни был почитаем в народе, отличался храбростью и благочестием. Изображен с Троицким собором города Пскова как его строитель.

9
Икона «Всеволод-Гавриил, князь Псковский»
XVII век
Святой князь Всеволод-Гавриил изображен в традиционных княжеских одеждах, с мечом. Известно, что меч князя был необычайной величины, на нем имелась надпись на латинском языке: «Honorem mem nemini dabo» (Свою честь никому не отдам).

10
Икона "Святой благоверный князь Александр Невский"
Конец XIX века
Почитание великого князя началось вскоре после кончины в 1263 году на месте его захоронения в Рождественском монастыре города Владимира. Известно посмертное чудо явления Александра Невского в канун Куликовской битвы 1380 года, когда благоверный князь Александр Ярославич выступил на помощь своему правнуку, великому князю Димитрию Донскому. На иконе святой показан в княжеских одеждах и с символами государственной власти – шапкой, увенчанной крестом, и скипетром.

11
Гравюра Александр Невский, князь Переяславль-Залесский, Новгородский, Великий князь Киевский, Великий князь Владимирский
1819 год
Канонизация святого князя Александра Невского состоялась на церковном соборе 1547 года. В 1724 году по указу Петра I мощи святого были перенесены из Владимира в Петербург в Александро-Невскую лавру.

12
Икона «Святой князь Михаил Черниговский и боярин Феодор»
XVII век
Князь Михаил Черниговский (XIII век) правил в Чернигове, Новгороде и Киеве. Принял мученическую смерть в Золотой Орде от татарского хана Батыя в 1246 году из-за отказа выполнить языческие обычаи. Подвиг князя повторил верный ему боярин Федор. Русская Церковь почитает святых Михаила и Федора Черниговских как страдальцев за веру Христову.

13
Икона «Преподобный Сергий Радонежский»
XVII век
Сергий Радонежский – самый прославленный русский святой, основатель Троице-Сергиева монастыря (XIV век). Выступал за освобождение русского народа от ордынского ига, объединение вокруг Москвы разрозненных русских княжеств и создание централизованного государства.

14
Икона «Благословение преподобного Сергия Радонежского битвы Куликовой»
2014 год
В августе 1380 года перед предстоящей битвой московский князь Димитрий Иванович с небольшой свитой прибыл в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, который предсказал ему победу над врагом. С князем Сергий послал в войска грамоту с благословением на ратный подвиг и отпустил двух иноков, своих постриженников – Александра Пересвета и Андрея Ослябю, сильных и искусных в воинском деле богатырей.
На иконе изображен и князь Владимир Андреевич Серпуховской, которому принадлежало в то время село Коломенское.





В честь подвига князя Димитрия Донского во время Великой Отечественной войны Русской Православной церковью были собраны средства на строительство 40 танков. Они составили танковую колонну с надписями на башнях боевых машин «Дмитрий Донской».


15
Икона Явление образа Святителя Николая Димитрию Донскому
Россия, Владимирская губ., с. Холуй Конец XIX
С именем святого князя Димитрия Донского связана история возникновения Николо-Угрешского монастыря, основанного в 1380 г. на месте явления князю образа святителя Николая. Это событие произошло во время следования войска к месту сбора объединенных сил русских княжеств.


16
Икона «Архангел Михаил»
XVI век
Архангел Михаил – вождь Небесного воинства. В Древней Руси почитался как покровитель великокняжеской власти. Изображается в красном плаще, который в византийском и русском Средневековье осмысливался как символ княжеского достоинства. В честь архангела Михаила назван Архангельский собор Московского Кремля - место захоронения московских князей и первых русских царей.


17
Икона «Апостол Андрей»
XIX век
Святой апостол Андрей – один из учеников Христа. Прозван Первозванным за проповедь христианства на территориях, впоследствии вошедших в состав Древней Руси.


18
Икона «Чудо святого Георгия о змие»
XIX век
Воин-мученик Георгий, претерпевший жесточайшие пытки за христианскую веру (III век), на Руси почитается как защитник родной земли от врагов.


19
Икона «Спас на убрусе»
1745 год
Образ Спасителя, запечатленный на святом убрусе, в Древней Руси помещался на хоругвях, которые воины выносили на поле битвы в качестве знамен. Эти хоругви закрепляли на высоких древках.


20
Икона «Покров Богоматери»
XVI век
Сюжет иконы посвящен событию, случившемуся в Х веке в Константинополе. Святым, которые молились в церкви об избавлении от врагов, явилась Богоматерь и в знак защиты раскрыла над ними красную ткань - «покров». Праздник Покрова – один из самых любимых в России. В православном народном сознании утвердилась вера в то, что Богоматерь своим святым покровом оберегает всю русскую землю.


21
Икона «Богоматерь Владимирская»
XVII век
Древняя икона Богоматери Владимирской, написанная евангелистом Лукой в I веке, – главная православная святыня Русской Церкви. По преданию была принесена на Русь в X веке. Своим чудесным заступничеством помогла защитить страну от нападения врагов и во времена татаро-монгольского нашествия и во все последующие войны.


22
Икона «Богоматерь Знамение с изображением битвы новгородцев с суздальцами»
XVIII век
Древняя новгородская святыня – икона Богоматерь Знамение с XII века прославлена многими чудесами. В миниатюрных сценах иллюстрируется текст «Сказания о чудесном спасении Новгорода» в 1170 году от нападения суздальцев, которое произошло благодаря заступничеству иконы Богоматери.


23
Икона «Богоматерь Казанская»
XVII век
Чудотворная икона Богоматери была явлена в Казани в 1579 году после пожара, уничтожившего город. Из Казани ее отправили в Москву царю Ивану Грозному. В 1612 году, при освобождении Москвы от польских интервентов, икона находилась в народном ополчении, которым руководили Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.


24
Икона «Богоматерь Смоленская»
XVI век
По преданию древняя икона Богоматери Смоленской принесена на Русь из Византии. В XII веке князь Владимир Мономах перенес ее в Смоленск, где для святыни был построен Успенский собор. Образ Богоматери Смоленской не раз помогал отстоять западные границы России. В 1812 году верховный главнокомандующий князь Михаил Илларионович Кутузов молился перед иконой Смоленской Богоматери, которая была вынесена на Бородинское поле, чтобы укрепить и ободрить русских воинов перед решающим сражением с наполеоновской армией.

Made on
Tilda