КОЛОМЕНСКОЕ

О ПРОЕКТЕ

Почитание русских князей-воинов стало той духовной основой, из которой родилась и развивалась национальная святость. В годы суровых испытаний, когда решалась судьба Отечества, земли Руси защищал весь народ, возглавляемый своими князьями-воинами. Русская церковь прославила их как святых.

Первыми святыми на Руси стали Борис и Глеб, сыновья великого князя Владимира, крестившего Русь. С 1071 года их почитали как покровителей и защитников новокрещенной Руси, образец княжеской святости. В подвигах духовной стойкости, смирения и преданности Богу Борис и Глеб стали примером для нового поколения русских князей. Отец Бориса и Глеба – святой князь Владимир, прославлен Церковью как равноапостольный, поскольку его духовный подвиг подобен деяниям первых апостолов – учеников Иисуса Христа, распространившим христианское учение среди всех народов. Главное деяние князя Владимира – крещение Руси, совершенное в 988 году, ввело его в ряд великих личностей в истории Отечества. Принятие христианства предопределило судьбу и цивилизационный выбор России, стало решающим, поворотным моментом в церковной и светской истории государства.
Представитель династии Рюриковичей, первых правителей Руси, внук княгини Ольги и сын князя Святослава, князь Владимир проводил политику усиления страны, выступал как решительный полководец и опытный государственный муж. В годы его княжения (980-1015) владения Руси расширились от реки Буга до Балтийского моря, были основаны новые города, начато масштабное каменное строительство, государство впервые организовало выпуск золотых и серебряных монет. Князь вел активную внешнюю деятельность, им были заключены договора с правителями разных стран – королями Венгрии, Польши, Чехии, с папой римским, с императором Византии.
Защита русской земли являлась неотъемлемым правом и священной обязанностью князей. Это привело к возникновению особого чина святости «святой благоверный князь». Образ святого князя Всеволода-Гавриила, особо почитаемого на северо-западе Руси, представлен на выставке двумя иконами.
В русской национальной традиции одним из наиболее чтимых князей-воинов стал Александр Невский. Правление князя пришлось на время нашествия на русские земли Ливонского государства и шведов. Разгром шведов на Неве 15 июня 1240 года положил начало блистательным победам князя Александра Ярославича и закрепил за ним прозвище «Невский».
Эпоха татаро-монгольского нашествия середины XIII века породила среди русских князей героев высочайшего мужества. Наследником святых Бориса и Глеба в духовной стойкости выступил святой князь Михаил Черниговский, добровольно принявший мученическую смерть от татарского хана Батыя в 1246 году.
Подъем русского национального самосознания, борьба с ордынскими захватчиками и единение разрозненных сил вокруг Москвы связаны с именами великих подвижников - Сергием Радонежским и князем Димитрием Донским. Игумен Троице-Сергиева монастыря преподобный Сергий Радонежский в 1380 году благословил московского князя Димитрия Донского на Куликовскую битву и предрек ему победу. В честь подвига князя-воина, защитника Отечества, во время Великой Отечественной войны его именем была названа танковая колонна «Дмитрий Донской», а в 1988 году Димитрий Донской прославлен Русской Церковью как святой.
Память о святых покровителях русского народа сохранилась не только в чудотворных образах русских святых князей. Ученик Иисуса Христа апостол Андрей является покровителем Российского военно-морского флота. Христианский святой III века воин-мученик Георгий, претерпевший жесточайшие пытки за христианскую веру, стал одним из наиболее почитаемых святых древней Руси. Со святым Георгием связывали надежды на защиту родной земли от врагов. В народном сознании образ святого Георгия-змееборца стал ассоциироваться с идеей воинского подвига, победы над силами зла и спасительной силы христианской веры.
В честь прославленных христианских святых были учреждены ордена Российской империи – святого Андрея Первозванного, святого князя Владимира, святого Георгия Победоносца. Эта традиция возродилась в годы Великой Отечественной войны, когда был учрежден орден князя Александра Невского, а с 1942 года черно-оранжевая лента ордена святого Георгия стала отличительным знаком гвардейских частей и символом победы.
В составе выставки – иконы Пресвятой Богородицы. Вера в заступничество Богоматери за всю русскую землю прочно укрепилась в народном православном сознании. Множество вариантов иконографии Богоматери свидетельствуют о том, что вся Древняя Русь считалась уделом Пресвятой Богородицы. Почитание богородичных образов напоминает о героических страницах русской истории. Главная православная святыня – икона Богоматери Владимирской – своим чудесным заступничеством помогла защитить страну от нападения врагов и во времена татаро-монгольского нашествия и во все последующие войны.
Made on
Tilda